Шоу на земле и в небе. 8 фактов из истории авиасалона МАКС | Общество | Аргументы и Факты

Шоу на земле и в небе. 8 фактов из истории авиасалона МАКС

С момента зарождения авиация пользовалась в России большой популярностью. Первая авиационная выставка в нашей стране состоялась более века назад – в 1911 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга.

В советский период развитие авиации было признано одной из важнейших государственных задач, а традиционные авиационные парады, демонстрирующие силу и могущество страны, проводились регулярно в присутствии высших руководителей СССР, в том числе Иосифа Сталина.

Однако, несмотря на то, что Советский Союз занимал одну из передовых позиций в мировом самолето- и вертолетостроении, авиационных салонов, на которых бы яркое шоу совмещалось с деловыми переговорами и заключением контрактов на продажу техники, в нашей стране не проводилось.

В эпоху зарождающихся рыночных отношений первая попытка провести отечественный авиасалон была предпринята в подмосковном Жуковском в 1990 году, однако высокого статуса это мероприятие не получило.

Уровни пилотажа и основные фигуры. Инфографика >>

Шоу начинается!

Непосредственной предтечей «МАКСа» стала Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92», проведенная в середине августа 1992 года на базе Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. Выставка, которую открыл тогдашний вице-президент России Александр Руцкой (в прошлом военный летчик), собрала более 300 тысяч зрителей. В ее программу вошли деловые встречи и переговоры, выставка образцов авиационной техники, а также показательные полеты различных пилотажных групп.

Опыт «МосАэроШоу-92» был признан успешным, после чего президент России Борис Ельцин утвердил решение о проведении в подмосковном Жуковском на базе ЛИИ имени Громова Межународного авиакосмического салона «МАКС». Первый авиасалон должен был состояться в августе 1993, после чего салоны должны были проводиться с периодичностью один раз в два года.

Время «Черной акулы»

Первый авиасалон «МАКС-93» прошел с 31 августа по 5 сентября 1993 года — с большим размахом, сразу на трех площадках, помимо Жуковского, были задействованы выставочный комплекс на Красной Пресне и аэродром на Ходынском поле в столице.

Главной отличительной чертой первых «МАКСов» было то, что в качестве продавцов техники, а также участников демонстрационных полетов были представлены только россияне и гости из ближнего зарубежья. Иностранцы предпочитали выступать в качестве наблюдателей и покупателей.

Впрочем, зрителям первого «МАКСа» было на что посмотреть — новинкой салона стал многоцелевой истребитель Су-35. Кроме того, посетители могли своими глазами увидеть новейший российский боевой вертолет Ка-50 «Черная акула». Всего «МАКС-93» посетили около 400 тысяч зрителей.

Салон открывает президент

Состоявшийся 19-24 августа 1997 года третий по счету «МАКС-97» стал первым из авиасалонов, открывал который глава государства – президент Борис Ельцин.

Интерес публики к авиасалону рос – в 1997 году его посетили около полумиллиона человек, однако привлекала их в основном летная программа. Среди демонстрировавшихся моделей техники на тот момент новинок практически не было.

«Беркут» в центре внимания

Главной достопримечательностью «МАКСа-99» стал экспериментальный палубный истребитель с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут». Необычные крылья машины привлекли к ней живой интерес публики. Эта новинка разрабатывалась еще с советских времен, однако затем армии стало не до новейших разработок, и проект продолжался исключительно за счет средств ОКБ «Сухого».

Спустя два года, на салоне «МАКС-2001», «Беркут» вновь стал «гвоздем программы», сменив название с С-37 на Су-47. Посетителям экспозиции предлагалась различная сувенирная атрибутика с изображением «Беркута», который был представлен как будущее российской авиации. Через двенадцать лет можно сказать – будущее еще не наступило: на сегодняшний день Су-47 остается экспериментальной моделью, на которой отрабатываются различные технологии.

Все флаги в гости к нам

VI авиасалон «МАКС-2003», прошедший  19-24 августа 2003 года, можно считать «прорывным». Впервые наряду с машинами российских и украинских авиастроителей были представлены более 60 моделей самолетов и вертолетов из дальнего зарубежья. Кроме того, помимо уже привычных асов пилотажа из «Русских Витязей» и «Стрижей», в небо над Жуковским поднялись иностранные пилотажные группы — «Патруль де Франс» (Франция) и «Фречче Триколори» (Италия).

Подобное расширение программы вызвало дополнительный приток публики – «МАКС-2003» посетили свыше 650 тысяч человек.

Американские бомбардировщики – над Жуковским

В 2005 году россияне, посетившие «МАКС-2005», смогли воочию наблюдать и асов из США. Первый боевой американский самолет появился в Жуковском годом ранее, однако на сей раз ВВС США представили сразу девять своих боевых машин, включая истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В.

Среди отечественных новинок «МАКСа-2005»: гражданский ближнемагистральный самолет Ан-148, легкий боевой вертолёт «Ансат-2РЦ» и модель перспективного российского космического корабля «Клиппер». Многоразовый «Клиппер» более всего заинтересовал зрителей, особенно детей. К сожалению, пока этот красивый макет не стал такой же красивой реальностью.

Кризис

IX авиасалон «МАКС-2009», проходивший  с 18 по 23 августа 2009 года, оказался одним из самых сложных для организаторов. Мировой финансовый кризис серьезно ударил и по этому мероприятию. От участия в наземной экспозиции отказались практически все зарубежные участники. Самолеты ВВС США были сняты с участия на «МАКСе-2009» специальным распоряжением президента Барака Обамы.

Сложные метеоусловия привели к частичному сокращению самой зрелищной части «МАКСа» — показательных полетов. Также салон был омрачен трагедией – во время подготовки к нему в результате авиакатастрофы погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Самая знаменитая отечественная пилотажная группа после трагедии в полетах на авиасалоне участия не принимала. Лишь в последний день, 23 августа, четверка «Витязей» прошла над аэродромом Жуковского, отдавая дань своему погибшему командиру и товарищу.

Миллиарды и перспективы

Десятый, юбилейный авиасалон «МАКС-2011», прошедший в подмосковном Жуковском с 16 по 21 августа 2011 года, получился одним из самых успешных. Несмотря на достаточно высокую стоимость билетов, «МАКС-2011» собрал более 440 тысяч зрителей. И посмотреть было на что – в Жуковском были представлены более 240 единиц техники, в том числе новейший российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100, а также зарубежные Airbus A380 и Boeing Dreamliner. «Гвоздем программы» стало первое выступление перспективного российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Был на «МАКСе-2011» установлен и бизнес-рекорд – впервые на авиасалоне общая сумма заключенных контрактов превысила 10 миллиардов долларов.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Навигация
Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

( ! ) Warning: include_once(/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/webgarden/webgarden_code.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/plugins/php-code-widget/execphp.php(27) : eval()'d code on line 2
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0001241664{main}( ).../index.php:0
20.0137805736require( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-blog-header.php' ).../index.php:18
30.959231900224require_once( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/template-loader.php' ).../wp-blog-header.php:16
40.962731973136include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/single.php' ).../template-loader.php:74
51.204532620272include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/sidebar1.php' ).../single.php:119
61.204532620448art_sidebar( ).../sidebar1.php:2
71.204532637216dynamic_sidebar( ).../functions.php:376
81.306533565720call_user_func_array:{/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/widgets.php:1265} ( ).../widgets.php:1265
91.306533566144WP_Widget->display_callback( ).../widgets.php:1265
101.306633567584PHP_Code_Widget->widget( ).../widgets.php:329
111.306733590904eval( '?>' ).../execphp.php:27

( ! ) Warning: include_once(): Failed opening '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/webgarden/webgarden_code.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/plugins/php-code-widget/execphp.php(27) : eval()'d code on line 2
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0001241664{main}( ).../index.php:0
20.0137805736require( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-blog-header.php' ).../index.php:18
30.959231900224require_once( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/template-loader.php' ).../wp-blog-header.php:16
40.962731973136include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/single.php' ).../template-loader.php:74
51.204532620272include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/sidebar1.php' ).../single.php:119
61.204532620448art_sidebar( ).../sidebar1.php:2
71.204532637216dynamic_sidebar( ).../functions.php:376
81.306533565720call_user_func_array:{/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/widgets.php:1265} ( ).../widgets.php:1265
91.306533566144WP_Widget->display_callback( ).../widgets.php:1265
101.306633567584PHP_Code_Widget->widget( ).../widgets.php:329
111.306733590904eval( '?>' ).../execphp.php:27

( ! ) Fatal error: Class 'WebGardenInit' not found in /home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/plugins/php-code-widget/execphp.php(27) : eval()'d code on line 4
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0001241664{main}( ).../index.php:0
20.0137805736require( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-blog-header.php' ).../index.php:18
30.959231900224require_once( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/template-loader.php' ).../wp-blog-header.php:16
40.962731973136include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/single.php' ).../template-loader.php:74
51.204532620272include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/sidebar1.php' ).../single.php:119
61.204532620448art_sidebar( ).../sidebar1.php:2
71.204532637216dynamic_sidebar( ).../functions.php:376
81.306533565720call_user_func_array:{/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/widgets.php:1265} ( ).../widgets.php:1265
91.306533566144WP_Widget->display_callback( ).../widgets.php:1265
101.306633567584PHP_Code_Widget->widget( ).../widgets.php:329
111.306733590904eval( '?>' ).../execphp.php:27