«Чёрный ящик» знает. Зачем тахограф автобусу и грузовику? | Безопасность | Авто | Аргументы и Факты

«Чёрный ящик» знает. Зачем тахограф автобусу и грузовику?

Чем чревата усталость?

Водитель с дорогой всегда tet-a-tet. И даже если есть напарник, то, не будучи за рулём, он чаще всего отдыхает. А тот, кто крутит баранку, с какой скоростью едет? Делает ли остановки в пути? Кто может уследить за этим? Только тахограф.

Читайте также: Держи дистанцию. Как ГИБДД предлагает снижать аварийность на дорогах?

Эти «чёрные ящики» для автомобилей появились в Европе в 1970-х и стали ответом на запрос владельцев автопредприятий. Те, конечно же, хотели контролировать своих водителей, но из коммерческого интереса — чтобы не заезжали «налево», чтобы соблюдали экономный скоростной режим. Однако со временем тахограф стал одним из инструментов для соблюдения требований дорожной безопасности. И в оперативных сводках о ДТП с грузовиками и автобусами теперь часто говорится: точные причины аварии сотрудники ГИБДД сообщат после расшифровки записей тахографа. Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин считает, что тахограф дисциплинирует водителей: «Нарушение скоростного режима и переработки прекрасно видны в истории записей прибора. Но речь идёт не просто об ответственном управлении транспортным средством, но и о безопасности для всех участников дорожного движения. Тяжесть последствий ДТП с участием грузовиков практически на треть выше, чем с участием легкового автотранспорта. А вероятность аварии сильно возрастает, если водитель у руля больше 4 часов. Тахограф мотивирует делать остановки, чтобы восстановить силы и внимательность». 

18 мая в Ипатовском районе Ставрополья водитель бензовоза превысил скорость, не справился с управлением, врезался в дерево и съехал в кювет. Выяснилось, что он пренебрегал отдыхом и, конечно, устал. Поздно вечером 13 июня водитель небольшого грузовика, ехавший из Ульяновска в Волгоград, уснул за рулём и врезался в «КАМАЗ». Усталость водителя — одна из важнейших причин аварий с участием грузового транспорта. Поэтому тахографы столь важны, что их показания признаются судом и становятся основанием для взысканий со стороны правоохранительных органов стран — участниц Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).

Тахограф

 

Шаг за шагом

В нашей стране о соответствии требованиям ЕСТР заговорили в 90-е. Сначала в законодательстве появилась норма, по которой тахографы в автобусах для перевозки 20 и более пассажиров и в грузовиках массой свыше 15 тонн должны были устанавливать заводы-изготовители, если заказчик собирался использовать их для междугородных и международных перевозок. Но планов заказчиков производители не знали — и приборы тогда так и не появились. В 2009 г. правительство приняло постановление (№ 720 от 10.09.2009 г.), где правила прописало уже конкретно. Вышел и технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств», который стал основным законодательным актом в этой области.

Так как регулятором назначено Министерство транспорта РФ, дальнейшие шаги делаются на основании его документов. В 2013 г. вышло сразу два приказа: № 36 определил типы транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, требования к водителям, предприятиям и приборам, а также порядок их калибровки и оборудования блоками криптографической защиты, а приказ № 273 установил порядок и сроки оснащения тахографами транспортных средств. Худо-бедно «чёрные ящики» появились в российских автобусах и грузовиках. Хотя до сих пор не все владельцы стремятся выполнить это требование. Последние проверки Госавтоинспекции в Рязанской области выявили 18 нарушений, в Курганской — 97: в машинах либо обнаружены неисправные приборы, либо их там не было вовсе. В Тыве проверили автобусы междугородного сообщения — в 22 тахографы отсутствовали. 

Между тем новым приказом № 348 определены требования к контрольным приборам, которые теперь должны отвечать нормам ЕСТР или внутреннего законодательства, т. е. приказу Минтранса № 36. Тахографы, им соответствующие, практически исключают возможность вмешательства извне (никаких «подмотать пробег»!), имеют криптографическую защиту записанной информации и могут передавать данные онлайн. 

Кто виноват?

Благодаря цифре и режиму онлайн эти данные могут оперативно получать владелец транспорта, ГИБДД, Ространснадзор и система управления транспортными потоками. А это, безусловно, повысит безопасность на дорогах. Правда, нужно и ответственность разграничить. 

Игорь Левитин, помощник президента, на одном из «круглых столов» описал такую ситуацию. Водителя в пути никто не остановил для проверки. А он нарушал режим труда и отдыха и в результате заснул за рулём, став участником ДТП. Владелец грузовика считает, что не виноват, ведь он оборудовал автомобиль тахографом и выдал водителю деньги на отдых в гостинице. Тем не менее, объяснил помощник президента, ответственность всё равно на собственнике. «Необходимо, чтобы у тахографа появилось дистанционное управление и владелец автомобиля смог бы получать сведения о рабочем дне водителя», — считает он. 

Меньше штрафов — больше ДТП

На состоявшемся в марте этого года заседании президиума Госсовета Светлана Орлова, губернатор Владимирской области, сказала: «При общем снижении уровня аварийности в стране количество происшествий с участием автобусов выросло на 25,3%. Одна из причин — перевозки пассажиров под видом заказных. Водителей можно наказывать, но есть те, кто даёт им эти задания». Об ужесточении ответственности говорят и эксперты. 

Впрочем, на крупные автопредприятия управу ещё можно найти. А если владелец автомобиля — частное лицо? Массовая автомобилизация последнего времени (с 2004 г. автопарк страны вырос почти на 60%) обернулась повышением интенсивности движения и ростом ДТП. И не надо думать, что речь только о легковых авто. C 2004 г. парк грузовых машин прирос более чем на треть — с 4,6 млн до 6,2 млн. Но у юрлиц он не увеличился — наоборот, за 11 лет сократился на 4%. А вот у физических — 80% прироста! В 2015 г. доля грузовиков, принадлежащих гражданам, составила 61%. 

Эксперты называют этот бум способом ухода от налогов и признают, что, работая «в серую» с транспортными компаниями или напрямую с заказчиками, водители-частники уходят от ответственности и штрафов, которые ждут юрлиц, — за ту же неустановку тахографа или несоблюдение режима труда и отдыха.Закономерность очевидна: штрафов и налогов меньше — аварий больше. По статистике ГИБДД, в 70% ДТП с пострадавшими и 68% с погибшими, случившихся по вине водителей грузовиков, машины принадлежали физическим лицам. Около 4% ДТП в 2015 г. произошло по вине водителей грузовиков в состоянии опьянения. И подавляющее их большинство — 347 из 428 — совершено водителями автомобилей, принадлежащих физическим лицам. «Целесообразно установить единые требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, вне зависимости от того, кому они предъявляются — физическим лицам, юридическим или индивидуальным предпринимателям, — считает Максим Соколов, министр транспорта РФ. — В конечном счёте пассажирам, а тем более тем, кто пострадал в дорожно-транспортных происшествиях, абсолютно всё равно, кто собственник».

Читайте также: Будущее сегодня: автомобильные технологии, которые изменят мир

Комментарии

Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности»:

- Рынок российских грузовых автоперевозок — это 6,2 млн разнотонных грузовиков, тяжесть аварий с участием которых на 34% выше, чем в результате ДТП с легковым автотранспортом. Из 100 человек, пострадавших в аварии с участием фуры, 10 погибают. Это чудовищный показатель, который можно существенно снизить, усилив работу над основной причиной ДТП — человеческим фактором. По вине водителей происходит почти 70% всех аварий на грузо-пассажирском транспорте. Это от переработок, усталости, невнимательности, иногда завышенной самооценки. Добавьте к этому плохие погодные или дорожные условия, и вы поймёте причины 88% ДТП с участием грузовиков.

Норайр Блудян, завкафедрой МАДИ, член общественного совета при Минтрансе России:

- Одна из основных проблем аварийности по вине грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, заключается в отсутствии должного контроля за водителем (прохождение медосмотров, соблюдение режимов работы и отдыха). Цель, с которой устанавливаются тахографы, — обеспечить автоматизированный контроль за работой водителя или экипажа.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Навигация
Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

( ! ) Warning: include_once(/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/webgarden/webgarden_code.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/plugins/php-code-widget/execphp.php(27) : eval()'d code on line 2
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0003241712{main}( ).../index.php:0
20.0076805856require( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-blog-header.php' ).../index.php:18
30.526031903336require_once( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/template-loader.php' ).../wp-blog-header.php:16
40.531431976240include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/single.php' ).../template-loader.php:74
50.627632649296include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/sidebar1.php' ).../single.php:119
60.627632649472art_sidebar( ).../sidebar1.php:2
70.627632666240dynamic_sidebar( ).../functions.php:376
80.688433594808call_user_func_array:{/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/widgets.php:1265} ( ).../widgets.php:1265
90.688533595232WP_Widget->display_callback( ).../widgets.php:1265
100.688633596672PHP_Code_Widget->widget( ).../widgets.php:329
110.688733619992eval( '?>' ).../execphp.php:27

( ! ) Warning: include_once(): Failed opening '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/webgarden/webgarden_code.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/plugins/php-code-widget/execphp.php(27) : eval()'d code on line 2
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0003241712{main}( ).../index.php:0
20.0076805856require( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-blog-header.php' ).../index.php:18
30.526031903336require_once( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/template-loader.php' ).../wp-blog-header.php:16
40.531431976240include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/single.php' ).../template-loader.php:74
50.627632649296include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/sidebar1.php' ).../single.php:119
60.627632649472art_sidebar( ).../sidebar1.php:2
70.627632666240dynamic_sidebar( ).../functions.php:376
80.688433594808call_user_func_array:{/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/widgets.php:1265} ( ).../widgets.php:1265
90.688533595232WP_Widget->display_callback( ).../widgets.php:1265
100.688633596672PHP_Code_Widget->widget( ).../widgets.php:329
110.688733619992eval( '?>' ).../execphp.php:27

( ! ) Fatal error: Class 'WebGardenInit' not found in /home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/plugins/php-code-widget/execphp.php(27) : eval()'d code on line 4
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0003241712{main}( ).../index.php:0
20.0076805856require( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-blog-header.php' ).../index.php:18
30.526031903336require_once( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/template-loader.php' ).../wp-blog-header.php:16
40.531431976240include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/single.php' ).../template-loader.php:74
50.627632649296include( '/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-content/themes/Fast_Delivery/sidebar1.php' ).../single.php:119
60.627632649472art_sidebar( ).../sidebar1.php:2
70.627632666240dynamic_sidebar( ).../functions.php:376
80.688433594808call_user_func_array:{/home/artur/sites/avtovokzal38.ru/wp-includes/widgets.php:1265} ( ).../widgets.php:1265
90.688533595232WP_Widget->display_callback( ).../widgets.php:1265
100.688633596672PHP_Code_Widget->widget( ).../widgets.php:329
110.688733619992eval( '?>' ).../execphp.php:27